Все началось с суши. У себя на родине эта еда называлась суси, но в Россию попала, сделав здоровенный крюк через Европу. Пока шла, исковеркала произношение и превратилась в роллы с мягким американским сыром. Любители сыра филадельфия сочли себя поклонниками японской культуры. Потом был короткий период всеобщего увлечения хайку и танка (вообще без подсчета слогов!)… И вот теперь Япония наконец добралась до наших спален. Сибари, как и все остальное, шло в Россию окольным путем, через Европу и Америку. В результате имеем шибари… Но вы должны знать, что это искусство так же далеко от европейского бондажа, как суси от роллов и как японская гейша от калифорнийской путаны.
История шибари
В основе техники — вовсе не бондаж в стиле «50 оттенков», а японское боевое искусство ходзё-дзюцу. Оно зародилось в XIV веке, когда японский императорский дом раскололся на Северную и Южную династии. Каждая тянула одеяло на себя, в вопросах престолонаследия запутались окончательно и то и дело похищали друг у друга родственников и самураев.
Похищали, понятное дело, не для того, чтоб убить, а для того, чтоб использовать в политических торгах. То есть пленник требовался полностью сохранный, но не способный на побег. Поэтому его связывали джутовыми веревками (а где им, островитянам, было другие взять в XIV веке?).
Нежно связывали — чтобы ссадин и гематом, по возможности, не оставалось. Но хитро: пошевелишь руками активней, чем дозволено — и на шее затянется удушающая петля. Попробуешь перейти с шага на бег — хрустнет позвоночник…
Японцы — нация, чтущая традиции и ритуалы даже на фоне феодальной раздробленности. Поэтому веревки крутили не абы как: система узлов и переплетений не просто фиксировала, но и намекала на социальный статус, род деятельности и ценность пленника…
В средневековье сформировалось несколько школ ходзё-дзюцу, они живы до сих пор. В новое время по особенностям связывания определяли уже не статус при дворе Северной или Южной династии, а «статью обвинения» и характеристики преступника: воров связывали иначе, чем убийц, особые узлы разрабатывали для сумасшедших и буйных, для военных и гражданских. В любом случае, для мужчин и женщин предполагались разные «переплеты». Система связывания до сих пор официально разрешена в современной японской полиции, а джутовые веревки используются наравне с наручниками.
После Второй мировой войны все эти феодально-романтические приключения стали воплощаться в театре кабуки. И сцены со связыванием пленников вызывали такой активный интерес публики, что довольно скоро оформились в самостоятельное искусство — сибари. Сначала это был театр, потом добавился формат эротической фотографии… А потом к сибари проявила интерес Европа.